Powered By Blogger

понедельник, 29 апреля 2013 г.

   Гиперактивный ребенок. Кому из педагогов, работающих с современной школе, не знакомо это словосочетание? Как, вы еще не сталкивались с такими учениками? Прочитайте внимательно характеристику гиперактивного ребенка, которую дает психолог:
- Гиперактивного ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно также заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую им предлагает психолог в центре. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.

- Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.

- Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. 
 - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
    Неужели никого в своих классах не нашли с данными качествами?  Думаю, что нашли, и даже не одного. Тяжело приходится педагогу, у которого сидит "целый букет" таких ребятишек. Как с ними работать?
    Если вам попался такой ученик, то вы должны знать, что дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля и  произвольного внимания. А значит, строить свою работу надо следующим образом:
работа  строится на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.
-  Важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя, классной доски.
-  Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.
- Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для "нашего особого мальчика" (девочки, имярек).
- На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. - Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной "разрядки": физического труда, спортивных упражнений.

суббота, 27 апреля 2013 г.

Мысль учительская  не стоит на месте. В весенние каникулы проходила 4 конференция заинтересованных и творческих педагогов в Питере. Вот одно из выступлений: Анатолий Георгиевич Каспржак. «Вызовы современного (ому) образования (нию): может ли помочь информатизация?» В 2-х частях.
Ссылки:
часть 1: http://youtu.be/g9UlUUhGxco
часть 2: http://youtu.be/d-kRtzdBcDU
   Обе части лекции по 45 минут. Но советую посмотреть: время не будет потрачено впустую.
Интересные мысли, подслушанные  у лектора и переосмысленные в голове:
1.  Одна из проблем российских школьников - неумение читать ОСМЫСЛЕННО. На деталях не заостряют внимания. (Проверено в течение 8 месяцев учебного года на своих 10-х классах: в темах для сочинений, в произведениях  детский мозг выхватывает только ту информацию, которая, по их мнению, важная! И когда начинаешь "раскрывать истину" - искренне удивляются: почему так , а не иначе!)
2. Информацию детям дают в школе на блюдечке с голубой каемочкой. Только возьми, усваивай, поглощай, так сказать. Никакого тебе труда для переваривания! (Да, так и получается, Отсюда результат: не умеют дети работать самостоятельно! Найти информацию, переосмыслить ее - НЕТ, это не по их части. Самая первая ссылка в интернете - ключевая. Вот и получаю серые однообразные сочинения, сухие глупые доклады по темам!)
3. Учеба должна быть для жизни! (Сразу же стала переосмысливать: где литературу можно к жизни притянуть. Вроде и о нравственности говорим, и философские проблемы поднимаем: чай 10 кл.,  а не начальная школа! А воз и ныне там:"Нет смысла в тех произведениях, что на литературе изучаем! Доколе посредственная (и это моя "мягкая" интерпретация)  "Война и мир" будет изучаться на уроках? Кому она нужна?" И полное не понимание героев, их поступков: "только  наркоман может радоваться каждому лучику солнца, каждой травинке, может смотреть на небо и размышлять, размышлять, размышлять"!!!) Так как же еще достучаться до детей?
4. Презентация на уроке - это вчерашний день. (Очень мудрая мысль. Давно пора уйти от примитивного набора картинок и полного отсутствия текста на слайде.  Мы-то все учителей учим ее составлять , а они упорно отказываются, не видя смысла. Оказывается ПРАВЫ??? Можно просто перескочить на качественно новый уровень: быть выше всех, лучше всех, инновационнее всех . Только одно НО существует: мастерством составления качественных презентаций к уроку владеют далеко не все учителя. А вот без этого "пройденного этапа", пожалуй, не освоишь и новинки техники, которая идет в наши классы полным ходом. )
   Вот что значит "навеяло выступлением". Посмотрите обязательно: очень хочется узнать ваше мнение, коллеги.


пятница, 19 апреля 2013 г.

   Уверена на все 100 %, что творческий подход у урокам литературы помогает детям по-другому посмотреть на изучаемые произведения.  Написанное давно  перестает быть таким скучным и нудным. Еще бы, ведь мы используем  "современное оборудование"!  Трудные тексты становятся близкими и почти родными. Сколько труда вложено в их переосмысление! И даже на соседа по парте смотришь по-другому, потому что на твоих глазах перевоплощается  то в былинного богатыря, то в  телеведущего, то в сотрудника научного музея... 
   В самом начале учебного года мы с учениками 7 класса пытались "осовременить" былины. Вообще-то, изначально задание было такое: "Собрать и изучить материал о самых известных былинных богатырях. Подготовить о них рассказ, записав видео на фотоаппарате (планшете)." И тут посыпались вопросы: "А можно...?" и разнообразные варианты для реализации этой идеи. Что в итоге получилось - посмотрите.