Powered By Blogger

пятница, 24 мая 2013 г.

   Учителя, преподающие русский язык, знают, сколько правил надо знать, чтобы грамотно написать что-нибудь. "Как вы все помните, Лариса Сергеевна?"-порой спрашивают меня дети. Помню! В силе того, что мой мозг работает на одно: накопить багаж и передать своим ученикам. А вот как сделать так, чтобы и дети запомнили необходимое, хотя бы в пределах школьной программы?
  Во-первых, это опорные конспекты (ОК). Еще в 1990 г. нам в институте рассказали про уникальную систему работы учителя русского языка одной школы г.  Донецка Юрия Меженко . И с тех пор я теорию даю только таким образом. Детям очень нравится: вместо того, чтобы переписывать страницы теории себе в тетрадь - запоминалку,  мы просто рисуем схемы. На сайте творческих учителей с весны начали выкладывать в общий доступ эти переработанные конспекты. Кому интересно - милости прошу.
  Во-вторых, часто прошу детей зарифмовать правила, придумать самим какую-нибудь схему - запоминалку. Вот что мои ученики "натворили"
Совсем, ничуть, нисколько, 
Отнюдь и никогда,  
И далеко, и вовсе -
 Запомни навсегда! (слова, помогающие от разных частей речи отттащить НЕ).


Из-за и из-под.
Из-за леса на опушке

Вышли мышка и лягушка,

А потом, разинув рот,

Из-под дуба вылез крот.

Говорит лягушка мышке:

"Не забудь, моя глупышка, -

"Из" с предлогом "под" и "за"

Без дефиса писать нельзя!"

Тут и крот усатый вышел,

Говорит: "Запомни, мышка,

Никогда не забывай!

Вот, примером подкрепляй:

Из-за леса на опушке...(и так далее сначала)
 
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 
Без печали на лице
За шипящей на конце
Ты в наречиях всегда
Мягкий знак пиши, да-да!
Но и здесь есть огорченье -
Три различны исключенья:
Замуж, уж и невтерпёж.
Больше нет их, ну и что ж?
   Плюс к этому грамматические сказки... Может кому и пригодится.  
 

пятница, 17 мая 2013 г.

                                  Коллеги, вы еще не решили, чем займетесь летом?
   В сети творческих учителей открыта регистрация на интернет-фестиваль "Летнее чтение - 2013". 

Цели и задачи: поиск, систематизация, обобщение эффективных методов, приемов, форм на уроках литературы, мотивирующих подростков к самостоятельному чтению произведений современной художественной литературы; создание библиотеки ИКТ-пособий для уроков внеклассного чтения в основной и средней школе.
Аудитория: учителя русского и литературы , преподающие в 5 - 11 классах.
Интернет-фестиваль пройдет в течение всего лета. Первый этап - регистрация и создание аннотаций к книгам с 15 мая по 30 июня.
Присоединяйтесь!
 Использование Google-презентации на уроках.
 Учебный год не закончен, а значит, что есть еще время для того, чтобы  опробовать подсмотренные интересные педагогические находки.
  В блоге Елены Ворониной  прочитала о варианте совместной работы в Google-презентации с биографией писателя. Учитель создает Google-презентацию, в которую дети заносят найденную информацию:сколько детей участвует в работе - столько слайдов. Последний, заходящий в презентацию, все структурирует  и рассказывает на уроке. Все просто!
    Эксперимент прошел на  внеклассном  чтении. Мы взяли с ребятами 6  произведений, объединенные одной темой "Приключения". Минимум (для самых ленивых) надо было прочитать 2 книги. Для работы разделила класс на 6 групп, в которых ребята работали на уроке и вне стен школы (как раз составлением презентации и занимались). Цель поставлена четкая: на 5 слайдах надо было умудриться разместить информацию о писателе, о произведении или о чем-либо с ним связанном.
   Первый блин, как говорят, бывает комом. В данном случае из 6 презентаций "комочков" получилось 3. Не все дети в этих группах сработали как надо: кто-то просто поленился зайти и сделать, кто-то посчитал, что одного текста будет достаточно, набор информации был очень разношерстным . "Но ведь мы учимся!" - всегда говорю я детям, а это значит, что , обсудив полученные работы  и оценив их, мы вместе приходим к тем критериям, которые надо учитывать в следующей работе.
  Чем же я хочу поделиться с вами?
1. Презентация "Вениамин Каверин" получилась в основном посвящена повести "Два капитана" (именно её надо было прочитать). Интересным детям показалось то, что в произведении автор пишет про наш город Пермь (или Молотов, так он назывался одно время). И еще казус: кто-то к слайду "Память" вставил картинки. А вот кто? Никто из сидящих на уроке не признался : D
2. Презентация "Джек Лондон" проста и обыкновенна. Спасибо огромное ребятам, которые интересно преподнесли ее на уроке, добавив материал от себя.
3. Презентация про "Жюля Верна", пожалуй, одна из всех, которая имеет логически законченный вид: и про автора есть материал, и про произведение.
   В чем же преимущество такого вида работы?
 1) Наверное в том, что на дом. работу уходит немного времени. Интересовалась, сколько же потратили дети на заполнение 1 слайда: от 15 до 30 минут.
2) Ребята осваивают новый сервисы. Кое-кто, конечно, противился, возмущался, но потом, как оказалось, именно эти дети сделали самые качественные слайды.
3) Ну и если рассмотреть всю эту деятельность " в рамках ФГОС" (куда мы без них), то огромное количество метапредметных результатов можно увидеть  : D
   С 7 классом планирую составить в таком же формате "Список  книг на лето". Посмотрим, что получится.

воскресенье, 12 мая 2013 г.

   На портале "Образовательная Галактика Intel" проходит конкурс "Учитель - родителю". Цель: составить некий ресурс с  ссылкам , с помощью которых можно родителям организовать с детьми совместную работу в Интерне-пространстве.
   Думала над этим долго: всю цепь сомнений и мыслей описывать не буду. Скажу только одно: любой творческий  НЕРАВНОДУШНЫЙ родитель, зачастую, не нуждается в конкретных  методических рекомендациях. Для него главное - некая подсказка с полезными ссылками, а дальше он сам определится, что и как ему организовать. (Проверено на своем восемнадцатилетнем родительском  опыте. И дело не в том, что я учитель, поэтому мне все легко. Просто натура такая: хочу все сама  знать и рассказать своей дочери!)
  Вот что у меня получилось в итоге. Мой буклет.
 Работа выставлена на обсуждение, номер 87. Милости просим.

пятница, 10 мая 2013 г.

  Когда меня просят "поработать с цифрами", я всегда отвечаю фразой, подхваченной в КВН: "Не пойте мне числа, я гуманитарий!"  Но гуманитарий, это скорее всего, не неумение работать с цифрами, а особое восприятие мира, жизни, совсем другие  мерки, по которым оценивается человеческая душа. Для меня  естественно восхищаться  яркими  лучами восходящего  солнца, первыми бархатными цветочками мать-и-мачехи, огромным (по меркам жителя города) деревенским  звездным небом, пением птиц майским утром в нашем дворе... К чему веду  я этот разговор?
   Лев Толстой... "Война и мир"... Андрей Болконский... Вечер в Отрадном....  Именно с нечаянно подслушанного разговора Наташи и Сони начинается перерождение героя... 
   Обсудили  этот момент с 10-классниками. И вдруг рука на задней парте и вопрос: 
- А причем здесь Наташа Ростова? 
- Ну как, - пытаюсь объяснить я, - это непосредственное мировосприятие молоденькой девушки  показало Болконскому, что жизнь прекрасна, что пока существует мир, "надо  жить, надо любить, надо верить"!
   Читаю немой вопрос и некоторое недоверие в глазах  ребенка, задавшего вопрос.
- Понимаете, дети, некоторые люди так же воспринимают жизнь, как Наташа Ростова. Смотрят на нее широко распахнутыми глазами.  Радуются каждому дню, который им отпущен свыше, радуются солнышку, травинке, пению птиц.... Это прекрасный взгляд на жизнь, потому что, порой, он помогает уйти от разных проблем, проще смотреть на невзгоды, возникающие на жизненном пути! - пытаюсь донести свою мысль десятиклассникам.
  Народ некоторое время безмолствует, потом шушукается и произносит:
- Ну, вы скажете, Лариса Сергеевна, получается, что наркоманы - хорошие люди?!!!!
- Почему наркоманы? - теперь уже я в недоумении.
- Ну, только они могут так радоваться жизни!
- Да нет, есть обычные люди с таким мироощущением! - не сдаюсь я.
- Значит это богатые люди! - не унимаются дети. - Без денег так радоваться нельзя!
  Так и не поняли мы друг друга на этом уроке...
     Страшно, господа, за наше будущее...

понедельник, 6 мая 2013 г.

  Уроки внеклассного чтения... В некоторых школах они еще не изжили себя. Наша школа - не исключение. Причем, считаю, что именно   на этих уроках мы можем выбрать и почитать такие произведения, которые не навевают тоску и  скуку своим сюжетом.    Урок  первый был посвящен обширной теме "ФАНТАСТИКА". Кто из нас не восхищался смелым капитаном Немо, который бороздил просторы океана на подводной лодке... А кто остался равнодушен во время приключения Янки, попавшего на 7 веков назад к королю Артуру... А произведения братьев Стругацких...
  Мы с ребятами  активно читали, обсуждали, сравнивали, искали ответы на вопросы, которые взволновали больше всего. А в конце уроков я предложила каждой группе создать (да простят меня филологи за это слово) некий ролик -  "заманиху", посмотрев который, каждому захочется прочитать  произведение. И  вот что у ребят получилось.Прошу не судить строго: первый блин не всегда бывает круглым и румяным.
"Понедельник начинается в субботу", Стругацкие.
"Янки при дворе короля Артура", М. Твен.
"20 тысяч лье под водой", Ж. Верн.
"Голова профессора Доуэля", Беляев.