Powered By Blogger

воскресенье, 16 июня 2013 г.

    Друзья, как часто вам попадаются  книги о русском языке, которые просто захотелось бы взять и почитать? Думаю, что только филологи ответят утвердительно. А если вы просто думающий неравнодушный человек? Будет ли для вас что-то интересное?
   Вчера коллега поделилась  ссылкой  сайта "Постнаука", где рассказывается о 5 книгах о русском языке. Автор, сделавший данный подборку, Максим Кронгауз  доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики РГГУ, заведующий кафедрой русского языка РГГУ.  Судя по аннотациям, почитать их будет интересно всем. 
Лето впереди.... Может пригодится...


пятница, 14 июня 2013 г.

А вы читаете классику со словарем?

В одном ЖЖ прочитала следующее:
"...В Интернете ходит анекдотическая история, источником которой якобы послужила статья одной учительницы в педагогической газете, о том, как современных первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
«Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке».
В результате получилось... Ну, начнём с того, что из всех слов самыми понятными оказались тулуп и кушак. Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну, как написано же: «…летит кибитка удалая». У некоторых она оказалась ещё и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом – она взрывает. Что или, вернее, кого? «Бразды пушистые». А это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть браздов, детей не смутило, и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы. За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе, красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ею безобразиям. Рождённый копать, летать (на кибитке) не может! Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему ещё ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на «пятой точке». В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов. В результате нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несётся кубическая летающая «хреновина», под её смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой."
   Думаю, что этот анекдот имеет место быть в нашей школе, тем более, что речь идет о первоклассниках. Да что там первыши, когда десятиклассники многие современные слова, с которыми приходится встречаться в ЕГЭ по русскому в А 1 - А 3, не понимают! Проблемка, однако! 
  Впринципе, даже без этой статьи решила на следующий год составить с восьмиклассниками  некую энциклопедию, где найдут свой достойный "перевод" слова, встречающиеся в произведениях русских классиков. (Естественно, будет не только лексическое толкование слова, но и интересные факты, связанные с ним, примеры из литературных произведений. Интернет нам в помощь!)

вторник, 11 июня 2013 г.

Креативненькие визуальные анализаторы

   Наконец-то разобрала на работе  залежи творческих работ, накопившиеся за год) Пересматриваю и поражаюсь: насколько творческие семиклассники, и насколько ленивые в плане креатива десятиклассники. В течение года  предлагала записывать теорию, делать сравнительный анализ, иллюстрировать коллективные ответы с помощью схем. Думаю, коллегам  не надо объяснять , что для хорошего запоминания  материала надо включать в работу все анализаторы: и зрительные, и слуховые, и моторные, и речевые... Что проще - услышал - записал креативно - запомнил - сдал! Так максимальный уровень  творчества десятиклассников в создании  схем - простая таблица, а еще лучше "просто записать"!
    То ли дело семиклашки! Полет фантазии соответствует поставленной теме урока.
Урок внеклассного чтения по приключенческой литературе. Задание: прочитать внимательно определение "Приключенческой литературы", вычленить его признаки. Проанализировать свое произведение, доказать, что оно относится к этому жанру. Конечно, рассказала им и про схему - рыбку, и про ментальную карту... Но результат превзошел мои ожидания.... Вот что получилось...
1) Хаггард "Дочь Монтеумы"

 2) Беляев "Остров погибших кораблей"

 3) Каверин "Два капитана"

 4) Купер "Последний из Могикан"

 Если приглядеться внимательно на последние 2 картинки, то можно увидеть надписи на рогах оленя и на крыльях  (с одной стороны критерии приключенческой литературы, с другой - доказательства того, что их произведение принадлежит к этому жанру).
   Хочется верить, что после такой работы, даже те, кто не прочитал книгу. захотят ее прочитать!

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Не первый год в Перми проходит фестиваль "Белые ночи"Действо все разворачивается в центре города, напротив городской администрации. В народе это место называют Эспланадой. В этом году все  связано с водой, стилизовано под дно Пермского моря (мне так показалось). На территории фестивального городка много площадок, на которых каждый день проходят различные выступления. Например, сегодня можно было увидеть вот таких музыкантов)))


   Также на территории городка строится огромное количество  самых разнообразных фигур. В прошлый  год их возводили из песка, в этом году - из пенопласта. Вот эта замечательная рыбка гигантских размеров с раскрытой пастью на самом деле  легкая и хрупкая...

  Но  из всего мне понравилась велосипедная стоянка . С огромным удовольствием я бы покаталась вот на таких красавцах...



  На протяжении июня в фестивальном городке постоянно что-то происходит. Жаль, что нет времени бывать там постоянно!


воскресенье, 2 июня 2013 г.

   Классическая литература. Что это?
   Как бывает интересно читать чужие блоги. Столько созвучного порой находишь для себя! Набрела на блог "Учитель словесности" Светланы Георгиевны, где вычитала  14 показателей, определяющих, что книга относится к классической литературе (ссылка на пост) :
1. Классика — это  те книги, о которых обычно говорят «я перечитываю ...» , а не  «я читаю...».
2. Классика — это те книги, которые представляют собой бесценный опыт для тех, кто читал и любил их, но они остаются столь же богатым опытом для новых поколений.
3. Классика  — это книги, оказывающие особое влияние на нас, накладывая  отпечаток на наше воображение. После прочтения они прячутся в глубинах памяти, а потом мы воспроизводим мысли из них, сами не понимая, откуда это взялось. 
4. Классическая книга с каждым новым прочтением предлагает столько же новых  открытий в области чувств, как и при  первом чтении.
5. Классической можно считать книгу, которая даже тогда, когда мы читаем ее в первый раз,  приносит ощущение, что мы перечитываем что-то, что уже читали ранее. 
6. Классической можно считать книгу, которая никогда не исчерпывает все, что должна сказать своим читателям.
7. Классика — это книги, окруженные аурой предыдущих прочтений. За  ними тянутся следы, оставленные в культуре или культурах, а также в языках и социумах, через которые они прошли.
8. Классической можно считать работу, которая постоянно генерирует  облако критического дискурса вокруг себя,  всегда сотрясает окружающее пространство и создает напряжение.
9. Классика — это  книги, которые кажутся нам абсолютно знакомыми  по многим их пересказам, и которые в  оригинале,  когда мы их на самом деле прочитываем, все равно оказываются неожиданными. 
10. Классической можно назвать  любую книгу, которая начинает представлять из себя целую Вселенную, ставя книги в один ряд с древними талисманами.
11. «Вашей» классикой станет книга, к которой вы не сможете остаться равнодушным, и которая потребует от  вас определить свое отношение к ней, даже если это отношение поставит вас в оппозицию к общепринятым взглядам.
12. Классической можно считать работу, которая  предшествовала  другим  классикам, но те, кто читал других классиков раньше, сразу же распознают ее место в  «родословной» классических произведений.
13. Классической можно считать работу, которая равнодушно переносит  шумиху вокруг себя, однако, всегда сопровождается определенным гулом.
14. Классикой можно считать книгу, которая на слуху, даже если в данный момент  власти предержащие  не хотят, чтобы о ней говорили. 
    Для меня классика - это книги, которые пережили времена и остались известны до сих пор, это список литературы, который нам давали давно-давно в ВУЗе. Уж не знаю, почему так, но душа трепещет, когда на прилавках магазинов видишь знакомые фамилии писателей, когда дети предлагают почитать что-нибудь из этого "списка", утверждая, что им тоже понравилось...
   А по каким критериям  ВЫ определяете, относится ли книга к эталонам классической литературы?