Powered By Blogger

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Т. Штрассер "Волна"

   Можно ли спорить на протяжении 2-х уроков о  книге, похожей на "третьесортный российский сериал"? Оказалось, что можно. И как не странно, этой книгой оказалась "Волна" Тода Штрассера.

  Еще задолго до прочтения книга восьмиклассниками была раскритикована (по мнению ихдрузей) за бедность и убогость языка, за посредственный сюжет, за нереальность событий... Раскритикована, но ПРОЧИТАНА! Примерно четверть класса  перед уроком внеклассного чтения в краткой рефлексии ничего не написала о книге, точнее, сказали так: "В книге нет ничего интересного для меня." Часть детей озадачилась вопросами по ходу сюжета. И только  треть задумалась всерьез:
- Правомерны ли такие эксперименты на учениках, ведь после них дети получили глубокую психологическую травму?
- Как же всего за неделю движение набрало такие обороты: вся школа была подчинена учителю истории?
- А что будет после окончания эксперимента  с теми детьми, которые нашли себя в этом движении?
 И один человек потряс меня своим высказыванием: "Ничего плохого в нацизме нет.Диктатура бывает нужна для государства, особенно  для тех, кто в реальной жизни оказывается  "за бортом".
  Вот именно этот вопрос я и поставила во главу угла на уроке. (Решилась на этом уроке использовать метод "6 шляп мышления", чтобы все дети поучаствовали в беседе (а не только самые активные, которые зачастую своей точкой зрения "давят" на остальных) ,  научились собирать мысли точно по заданным вопросам (согласитесь, умение посмотреть на проблему с разных сторон дорогого стоит в реальной жизни), ну и про всякие ФГОСы не говорю, хотя данный прием - это способ показать свои коммуникативные компетенции : D) Разбирали  с восьмиклассниками , что такое "национализм" и "диктатура". В чем особенности "нацизма". Есть ли связь  между  "нацизмом" и "диктатурой". А затем  на примере конкретного эксперимента  мы говорили  в "жизненности" этих понятий.

Говорили много и долго. Ни одно из выступлений групп не оставило детей равнодушными: вопросы сыпались как из рога изобилия. И это здорово, значит, книга, при всех ее "минусах" заставила учеников думать, анализировать, размышлять. Что же еще порадовало? Пожалуй,  то, что:
-  дети согласились со мной, что "национализм"  хорош как движение, главное не переходить грани и не возводить его в крайность ("нацизм");
- некоторые активные личности высказались, что они бы ни за что не встали "на сторону зла", окажись в условиях, происходивших, например,в  фашистской Германии;
- после урока (а нам как всегда не хватило 5 минут для качественного подведения итога) подошла девочка Катя и поинтересовалась:"Будем ли мы еще говорить об этой книге, а то в голове мысли еще бродят! " Хорошо  или плохо то, что у детей не все улеглось после обсуждения? Думаю, что хорошо, главное , чтобы в итоге мысль "ушла в нужное русло")))

P.S: за 2 недели до урока один ребенок подошел ко мне  и попросил позвонить его маме, попросить, чтобы она разрешила читать ему эту книгу. Мама посмотрела на обложку , прочитала аннотацию и сделала вывод, что книга не подходит ее сыну. Права ли мама? (А сын все-таки прочитав книгу,  подпольно, пришел к очень интересным  и глубоким выводам.)

среда, 6 ноября 2013 г.

"Сталинград"


  Свершилось... Сегодня-таки  посмотрела фильм Ф. Бондарчука "Сталинград". Но вот что же написать о нашумевшем фильме?
  Наверное, начну с того, что очень боялась идти в кинотеатр. Очень трепетно отношусь к этому городу-герою. Была там не один раз, слышала рассказы людей, которые, хотя и родились в Сталинграде через пару лет после войны, но о  битве знают из "первоисточников".  Гуляя по восстановленным улицам города, представляла себе то, что осталось после сражения. Не было города! Одни руины! И даже была мысль законсервировать их, обнести колючей проволокой  и водить сюда экскурсии. Но люди решили восстановить. Это ли не память! Это ли не преклонение перед павшими бойцами, что дрались за каждый дом, за каждый подъезд, за каждый этаж! И когда в  трейлере увидела картины войны как в компьютерной игре, то поняла, что идти не хочу! (Хотя Бондарчука, как режиссера, очень уважаю.) Смотреть на игрушечные сражения этой великой битвы не желаю.
  И все-таки пошла. Жалею ли? Двоякое чувство.  Компьютерная графика так и не приглянулась. А вот герои... Думаю, что для Федора Бондарчука было главным показать не хронику событий, а людей, которые оказались в этих событиях. Оказались там и ... не очерствели душой! Суровые солдаты, прошедшие огонь, воду и медные трубы, готовы были умереть, защищая не Родину, а девушку, оказавшуюся в доме. Мне показалось, что каждый из 6 мужчин увидел в ней что-то далекое мирное родное. Как некий прощальный привет из той жизни, к которой они никогда уже не вернуться...