Powered By Blogger

понедельник, 21 апреля 2014 г.

Для работы пригодится.

    В прошлом году на книжной ярмарке привлекла мое внимание книга Марии Ганькиной "Грамматическая аптечка"

На первый взгляд, ничем не примечательная  книга. Но вот скромная надпись "Неотложная помощь в правописании" заставила меня остановиться, взять книгу в руки и полистать. А полистав, я уже не смогла оторваться.... Что же там оказалось такое интересное?
Во-первых, сама автор,  Ганькина Мария Владимировна, выпускница филологического факультета МГУ,  главный редактор газеты "Классное руководство и воспитание школьников" (издательский дом "Первое сентября"). Начинала работать в школе под руководством  Вячеслава  Букатова, основателя социо-игровой технологии обучения. (Прочитала про эту технологию, впечатлилась и стараюсь хоть что-то вводить на своих уроках.)
Во-вторых, в книге описаны интересные варианты работы на уроках русского и литературы. (Мне кажется, что они подойдут не только для начальной школы, но и для среднего звена.) Например, "Шапка вопросов". Просим учеников по прочитанному произведению написать 1 вопрос. Только он может быть написан в трех  разных вариантах:
1. Вопрос на знание произведения (сюжетные линии, герои, всякие мелочи).
2. В основу вопроса положены свои рассуждения о чем-то, что взволновало, что не оставило равнодушным. И как продолжение размышлений - приглашение к диалогу, например, "А как ты думаешь?"
3. Вопрос , который после завершения чтения так и остался неразрешенным.
  Пишем, складываем в 3  шапки, и любой желающий может выйти попытать свои силы.) Интересно? Да. (Опять же зависит от класса. Проводила в 2-х восьмых. В одном выходили и только вопросы из первой кучки брали. А в другом - сначала все из 3 выгребли, а потом за 2 принялись))) Мол, тут вопросы проще, чем в первой :D!
  Именно тут прочитала "Диктант на дружбу". Сколько эмоций и споров вызвала такая работа!!!!
В-третьих, к книге прилагался диск с заданиями, с рабочими тетрадями. Это ли не  приятное дополнение?
  Один минус: год издания - 2010. Но если очень заинтересует, то можно и по данным  ссылкам почитать, ну и в книжных магазинах посмотреть: вдруг найдется. Мне ведь счастье улыбнулось)))

понедельник, 7 апреля 2014 г.

А какую бы книгу сохранили вы?

  Не так давно анализировали  с 11-классниками книгу Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Произведение великолепное, дает богатую пищу для размышлений. Но рассказать я хочу не об обсуждении на уроках, а о  задании, которое "подбросила" ребятам напоследок.
Представьте себе, что вы оказались на месте Монтэга. Какую бы книгу вы сохранили для потомков? 
(Не забывайте, что Библия уже занята )
   Мне было очень интересно увидеть выбор детей. Из 70 писавших повторений почти не было. Да и разве назовешь повторением, когда всего 6 чел. выбрали Л. Толстого "Войну и мир". Все остальные книги из разных областей и направлений.
Русская литература: сказки А. Пушкина, Лермонтов "Герой нашего времени", рассказы А. П. Чехова, И. Гончаров "Обломов", А. Грибоедов "Горе от ума", М. Горький "Старуха Изергиль", А. Солженицын "Один день из жизни Ивана Денисовича"... и все.
Список зарубежных авторов  больше. В него вошли  Д. Алигьери, О. Уальд, Л. Остин, Э. Ремарк, Р. Брэдбери, Ф. Фиджеральд, И. Костаньеда, А. Экзюпери, В. Гюго, Ж. Верн, Д. Фоер, Г. Уэльс.
 Отдельным списком надо вывести и ... научную литературу. По мнению ребят она тоже должна быть в целости и сохранности. По популярности впереди всех - "История России"!!! Есть несколько словарей русского языка: Даля, Ожегова, просто орфографический словарь. Кто-то занес в список справочник по естествознанию и , конечно же, что взять с математиков, справочник по математике!!! Есть "Всеобщая история" и .... "Кулинарная книга".
  Был  ученик, который прописал, что надо сохранять "Сказки", потому что в них содержаться все моральные и нравственные нормы человечества!
  И где-то в середине стопки листочков мелькнула мысль: ""Я ничего бы не сохранил. Книги служат только для развлечения! Нет в них пользы!" Бедный ребенок? Скорее всего, да. Очень хочется надеяться, что когда -нибудь он придет к книгам, откроет для себя этот чудесный мир!
  Прочитав все работы, я подумала: а ведь эти дети - наше будущее. И пока они тянутся к книге, ничего не потеряно.