Powered By Blogger

среда, 20 мая 2015 г.

Литература и ЛЕГО

   На этот необычный эксперимент меня сподвигла Мария Зильберман, предложив подумать, как можно (и вообще, можно ли???) использовать ЛЕГО на уроках гуманитарного цикла. Я, честно говоря, долго сомневалась, ведь у меня нынче 7-е классы. Как ребята отреагируют на предложение "поиграть в ЛЕГО", правда, с литературным уклоном. Сомневалась зря! Мальчишки (и даже 2 девочки) откликнулись сразу, остались после уроков, и ... работа закипела.
  Для первого раза предложила им создать мультфильм по стихотворению А. Твардовского "Рассказ танкиста". (Кстати, идею создать что-то к какой-либо дате предложили дети. Дело было в конце апреля, и праздник выбирать долго не пришлось.) Тех наборов, что принесла Мария, нам, естественно, не хватило, и ребята донесли много всего из дома. С меня был только фотоаппарат, а значит я отвечала за фотосъемку. (Изготовлением мультфильма я занимаюсь не первый раз. Точно знала, что штатив нам будет нужен. Но увы, его под рукой не оказалось, поэтому картинки в мультфильме немного прыгают (((
   На создание мультфильма ушло часов 10 в общей сложности: 8 часов  снимали кадры, около часа Маша записывала стихотворение, думаю, что Григорий монтировал сам мультик не менее часа. И вот что у нас получилось:

  Естественно, возникает вопрос, а кроме стихотворения какое отношение данная работа имеет к литературе?
 Думать долго не пришлось, когда увидела весь процесс работы.
1. Подбор стихотворения о войне. (Перед съемкой пересмотрели множество стихотворений, чтобы выбрать то, что понравится.)
2.Выразительное чтение стихотворения. (Можно было не только 1 чел. использовать для этого).
3. Раскадровка / деление стихотворения на части. (Чем не создание плана?)
4. Смысловое чтение. (Согласитесь, чтобы создать детально /исторически/ проработанные картинки, надо внимательно вчитаться в текст.)
К этому можно добавить метапредметные результаты.
1. Работа в команде. (Группа получилась разношерстная, в жизни эти дети не очень-то и общаются.)
2. Развитие коммуникативных навыков. (Сколько всего было переговорено во время обсуждения  картин!)
3. Постановка целей и задач, расчет времени, умение менять экспозицию в ходе съемки.
  И это только то, что видно невооруженным взглядом.
Как итог: детям такая работа понравилась. Мне тоже. Есть даже планы на следующий год. (Интригу сохраню)))

5 комментариев:

  1. С большим уважением к создателям!
    а сомнение гложет: не заигрываем ли тему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не думаю, что заигрываем. Для пятиклассников это вполне допустимый вид работы, позволяющий не просто пробежать текст глазами или бездумно заучить, как нередко бывает, а прочувствовать текст, прожить его. А создатели действительно заслуживают уважения. Молодцы! Недавно в одном видела ролик к этому стихотворению, составленный из рисунков детей. Он был на конкурс представлен.

      Удалить
    2. Мне кажется, чтобы изучать нашу историю, пусть даже и военную, все способы хороши. Готовясь к съемкам, дети продумывали и подбирали декорации и человечков с исторической точностью. Мы с ними до "экранизации" обсудили стихотворение и на уроке, и после него. Думаю, что что-то в головах учеников осталось.
      Да и тему взяла не случайно. Накануне Дня Победы целый урок разговаривали с семиклассниками о войне: разбирались, что такое фронт и тыл, велись ли бои в Перми (это наш город), как пермяки принимали участие в войне и т.д. Оказалось, что дети почти ничего не знают. Максимум, откуда они черпают информацию - компьютерные игры. Так пусть уж лучше так, чем в "Танчики".

      Удалить
  2. Лариса, мультфильм получился отличный! Молодец мальчик, чей голос звучит за кадром. Очень проникновенно читает. У меня нет сомнений по поводу заигрывания. В процессе работы формируется столько всяческих УУД, что не каждая учебная тема так насыщена деятельностными заданиями, как работа над мультфильмом. Мультфильмы ведь бывают разные: рисованные и кукольные, компьютерные и постановочные... Материалы для воплощения идей в жизнь используются тоже разные от подручных до специально созданных. Почему же Lego не может быть использовано? Еще как может! Будем ждать новых мультфильмов. А Вы, Лариса, предложите ребятам на каникулах самостоятельно создать что-то подобное. Думаю, что найдутся горячие головы ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за отзыв и поддержку. Есть люди, которые считают недопустимым соединять ЛЕГО и войну. Ну что ж, это их мнение. (Свое написала выше.) Я к войне отношусь трепетно. Мне неприятно , когда шутят о военных событиях, передергивают факты... А в данном случае, на мой взгляд, все достойно и пристойно. Дети отнеслись ответственно к поставленной задаче: искали наборы ЛЕГО, максимально подходящие к тексту стихотворения. Да и когда мы показывали мультфильм в классе, все смотрели, затаив дыхание. (Специально смотрела за реакцией ребят.) Так что, в плане заигрывания, думаю, что опасения напрасны.
      А вот идею создать нечто подобное самостоятельно, подброшу. Тем более, что рассказала , какие планы у меня на следующий год. Думаю, использовать ЛЕГО при создании путеводителя по городу N из повести Гоголя "Ревизор": фото и описание. Думаю, что будет интересно. И опять же смысловое чтение на переднем плане.

      Удалить