Powered By Blogger

понедельник, 8 июня 2015 г.

ОГЭ по русскому

  Третий год подряд сижу на проверке работ 9-х классов.  Изложение, сочинение ... и на все - 2(3) дня. Как итог - каждому в этом году надо было проверить по 105 работ. Это просто титанический труд: ноги гудят от сидения на протяжении 9 часов,  в глазах мушки мелькают, голова отказывается работать.  Но глаза боятся, а руки делают.  Проверили, и теперь жду результатов, потому что в этом году выпускала два 9 класса.
  В этом году Пермский край порадовали изложением. По сравнению с прошлым годом, когда текст работы был непонятен каждому третьему выпускнику, смысл изложения про дружбу (текст 29) оказался удобоваримым. Желающие смогли с ним поработать в открытом банке заданий на ФИПИ еще до экзаменов, а у наших 9-классников это же изложение было  в марте,  на пробном экзамене. Однако, думаю, что ошибок меньше не стало. На чем же в основном срезались дети?
1. Абзацы текста!!!!! Ученики, привычные ловить паузы в речи диктора, читающего текст,сильно ошиблись, обозначив красные строки совсем не там. Но если бы  к умению слушать подключили еще умение думать и делить текст на смысловые отрезки, то такого бы количества 0 баллов по третьему критерию, наверное, не было бы.
2. Пресловутое НИ и НЕ!!!  В предложении "Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур" выделенная  частица почти у всех была заменена на НЕ.
3. Глаз филолога в предложении "Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени" сразу увидит фразеологизм. Но для ученика 9 класса  это пустой звук. Вот какие варианты были представлены в изложениях: "становясь пылью", "пылью во времени", "пылью со временем".
4. Пара грамматических ошибок, которые допустил каждый второй ученик. 
- "Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба." Первое слово упорно писали так "ОДНО".
- "<...> дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей..." Почему-то дети решили, что слово "взаимоотношениЕ" может быть в ед. числе. 
5. Из распространенных орфографических ошибок были такие: "тысячАлетий", "раСтояние", "изредкО", "АрИнтиры". Многие ребята не знали, что в словосочетании "слово дружба" "дружбу" надо было писать в кавычках. Но больше всего досталось словосочетанию "все равно". В одной пачке из 15 работ  в 8-ми было написано так: "СЕРАНО" или  "СЕРАВНО". (Смешки по поводу бедного словосочетания были слышны в разных углах кабинета. Значит, не только нас так  порадовали.)
   Отдельной строкой хочется сказать "СПАСИБО"  за возможность читать приличные сочинения тем, кто составляет КИМы!
   Благодаря появлению темы 15.3 основная масса детей (да и учителей) , думаю, облегченно вздохнула. Писать на темы "Что такое дружба?", "Что такое любовь?" или "Что такое нравственный выбор?" (именно такие темы были у нас) оказалось проще, чем показывать "свои знания" о грамматике русского языка. Дети размышляли, давая определения, приводя примеры из текста и из жизни. Правда, жизненные примеры были всякие (в основном, очень примитивные), но ведь в критериях не написано, что именно "экзаменуемый" может написать. Совсем немногие приводили в пример художественные произведения, от силы 10 человек из 100. Что же использовали дети? Конечно же Дюма "Три мушкетера" (куда  же без них, если мы говорим о дружбе), Шекспир "Ромео и Джульетта" (это про любовь), был Каверин "Два капитана" (на нравственный выбор).
   Очень надеюсь, что мои девятиклашки вспомнили свои ошибки  с пробного экзамена и достойно справились со своим первым серьезным испытанием.

6 комментариев:

  1. Спасибо за рассказ. А у нас на каждого было примерно по 50 работ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Георгиевна, мы по 50 в прошлом году проверяли. В этом году количество учителей от школ сократили в 2 раза, а количество работ увеличилось. Вот и цифра такая получилась.

      Удалить
  2. Ничего себе! У нас эксперты за 3 дня должны были проверить по 200 работ. А "самое страшное слово" - "юношеский": эксперты насчитали 19 вариантов написания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 200 работ!!!!!! Вот это да!!!! У нас-то голова вечером уже ничего не соображала! А тут.... Как вы выжили?

      Удалить
  3. Соглашусь, что предложение 3-х вариантов сочинения было очень разумным. Пресловутые сочинения на лингвистическую тему - сплошное словоблудие, способное только обескуражить ребёнка, но не проверить его умение мыслить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вспоминаю как страшный сон прошлые 2 года. Порой, даже у меня, филолога с 20-летним стажем, сходу не хватало мыслей, чтобы дать комментарий к цитате. А это требование, чтобы один аргумент должен быть лексический, а другой - грамматический. Или так: сочинение части С только для гуманитариев, остальные могут и не писать. А как же быть сильным математикам и физикам? В общем, столько было вопросов. Действительно, хорошо, что дали детям право выбора.

      Удалить