Powered By Blogger

воскресенье, 12 июня 2016 г.

Книги Фопеля

  В бытность работы в кор. школе произошло знакомство с этим немецким психологом, точнее с его книгами. Именно из них наш школьный психолог черпала практические советы и "дарила" пед. коллективу, когда приходили к ней за помощью.  Подробно про  полезные книги я и хочу  вами рассказать.

1 книга: "Энергия паузы".
  В предисловии К. Фопель знакомит читателей с особенностями внимания ребенка.
"Благодаря интенсивным исследованиям головного мозга мы теперь знаем, что:
•   основная функция внимания — обеспечивать выживание и поддерживать комфортное состояние человека;
• нормальное функционирование внимания обеспечивают не один, а несколько отделов головного мозга;
•    наиболее сильно захватывает наше внимание контраст в движениях, звуках, эмоциях;
• важную роль в развитии и функционировании внимания играют химические вещества-посредники (медиаторы);
•    характеристики внимания зависят не только от условии развития и обучения, но и от генотипа...
Педагог может ожидать внимания от учеников только в том случае, если они воспринимают учебу как интересный процесс, релевантный их собственным потребностям. Если эти условия не выполняются, то внимание учеников рассеивается — то есть фактически обращается на другие предметы. ..
  У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе — от 10 до 20 минут — чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность. К сожалению, ни предприятия, ни школы или университеты не ориентируются на то, чтобы удовлетворять эти потребности мозга и организовывать в работе такого рода паузы....
...В среднем дети пяти-восьми лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети девяти-тринадцати лет — в течение 8-12 минут, юноши и девушки четырнадцати-восемнадцати лет — в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза..."

  Исходя из вышеописанных особенностей, автор книги раскрывает перед своими читателями некоторые приемы, которые помогут переключить внимание ученика во время  урока (или после трудного предмета) или  сконцентрировать его (внимание) на нужном материале :
"
Книга содержит описание 140 игр, распределенных по девяти главам. Почти все инструкции к играм приведены дословно. В «Комментариях для ведущего» указано, что является учебной целью данной игры и какую роль она может играть в процессе обучения. Там же приводятся разные варианты игры и кратко описывается, как и в каких случаях эти варианты могут быть использованы."
   Что же мне показалось интересным?
Напиши свое имя
Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необычное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите все свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.
Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе свое имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V — «знак победы».
Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своем правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак «V».
В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал — поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы.
Комментарии для ведущего. Это необычное упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык — умение писать — должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали (при этом активизируется мозжечок и передние отделы коры больших полушарий головного мозга). Через игру в работу вовлекается все тело, расслабляется мускулатура. Участники чувствуют, что им брошен вызов (в этой связи важен ритуальный знак победы — «виктория»). У них появляется возможность самоутвердиться, подтвердить свою успешность. Это упражнение является хорошей подготовкой к сложному учебному процессу.

Составь слова
Разойдитесь, пожалуйста, по тройкам и посмотрите на буквы, которые я написал на доске. (Букв должно быть 14 среди них должно быть три или четыре гласных. Эффективен следующий набор: А-С-Е-П-В-Г-Т-И-У-Л-Р-М-Ю-Д.)
А теперь вы все вместе должны составить из этих букв слова - как можно больше. При этом в одном слове нельзя дважды использовать одну и ту же букву. На выполнение этого задания вам дается четыре минуты. Кроме реально существующих в нашем языке слов, составьте, пожалуйста, хотя бы одно слово, которое ничего не обозначает (выдумайте его). Но помните — это придуманное слово должно звучать очень похоже на слова русского языка. Хорошо, если это ваше слово будет не очень коротким.
Теперь я хочу узнать, сколько слов нашла каждая команда, и как звучат сочиненные вами слова-выдумки.
Комментарии для ведущего. Если эта игра используется в качестве творческой паузы, то она не должна занимать много времени. Тогда достаточно, чтобы тройки кратко назвали свои результаты — число найденных реальных слов и придуманное слово.
Однако Вы можете это упражнение использовать и как процедуру, развивающую креативность. Тогда тройки получают задание создавать только слова выдуманного языка, например: надо придумать три фантастических прилагательных, выражающих особо ценимое данной командой качество. Эта игра способствует прежде всего развитию вербального интеллекта у членов группы. Кроме того, Вы можете ее использовать на уроках родного или иностранного языков для повторения пройденного или подготовки к тестированию.
сть самоутвердиться, подтвердить свою успешность. Это упражнение является хорошей подготовкой к сложному учебному процессу.

Волшебники
Разбейтесь пожалуйста на тройки. Я хочу вам сейчас показать очень интересный и увлекательный способ оценки и повторения пройденного. Для этого члены тройки получают разные роли. Двое из них будут волшебниками. Волшебники становятся рядом и кладут руки друг другу на плечи. Третий участник становится Учеником. Он встает напротив них. Ученик испытывает Волшебников. Он может задать им любой вопрос, относящийся к изученной на последнем уроке теме. Это должен быть вопрос, на который нельзя ответить только словами «да» или «нет». Например: «Кто такой Томас Манн?» Волшебники должны ответить на него, но совершенно необычным способом. Они говорят по очереди, причем каждый из них за один раз произносит только одно слово. Все равно, какой из двух волшебников начнет отвечать. После того как первое слово ответа произнесено, наступает черед второго Волшебника — он должен продолжить начатую мысль. Кодекс чести Волшебников запрещает им договариваться о содержании ответа и планировать свое совместное поведение, они должны импровизировать на ходу, стараясь произвести на Ученика сильное впечатление.
А теперь Волшебники могут приступить к своей работе. Хотя у вас два тела, ум у вас только один. После первого вопроса ваш Ученик задаст вам еще один вопрос, и вы опять должны будете как можно слаженнее ему ответить - только по тем же правилам. Так будет продолжаться до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» (5 минут)
Комментарии для ведущего. Предлагаемая процедура выгодно отличается от других форм повторения. Участники сами контролируют степень сложности игры, так как ученик сам решает,  какие вопросы ему задавать. Возникает очень интересная ситуация для Волшебников, потому что они должны не только подумать над ответом, но и скооперироваться друг с другом — быстро и необычным способом. Благодаря этому в игре возникает творческое напряжение и тот элемент новизны, который всегда доставляет участникам удовольствие.
Когда Ваши ученики освоятся с игрой, Вы можете предложить им образовать квартеты из двух пар. Одна пара становится Волшебниками, другая — Учениками. Тогда задача усложняется: надо не только отвечать таким своеобразным образом, но и спрашивать.

Интервью
Разделитесь, пожалуйста, на две равные группы. Одна группа встает у окна, другая - у двери. Я хочу провести с вами одну интересную игру на повторение. Все те, кто стоят у окна будут Экспертами, а те, кто стоят у двери - Журналистами. Сейчас каждый Журналист найдет себе Эксперта и возьмет у него интервью на тему, которой мы занимались последнюю неделю. Пожалуйста, старайтесь адекватно играть свои роли — подберите стиль поведения и речи, присущие Журналистам и Экспертам. На проведение всего интервью вам дается пять минут.
Комментарии для ведущего. Эта игра предполагает, что группа долгое время работала над одной темой, так что участники уже обладают достаточными знаниями в этой области, а, может быть, даже установлены связи этой предметной области с другими пограничными дисциплинами. В таком случае участники смогут действительно творчески сыграть роль Экспертов. Интересно в этой игре то, что участники вынуждены в той или иной степени вжиться в новую для себя роль — эксперта или журналиста. Поэтому прежнее переживание неуспеха или неблагоприятные воспоминания хотя бы отчасти испаряются.
Предоставьте участникам возможность во время интервью свободно бродить по комнате и даже вне ее.

Расслабление челюсти
Это упражнение хорошо действует на мускулатуру твоей челюсти. Вероятно, ты нечасто наблюдал работу этих мускулов, и иногда может показаться, что они затвердели и уменьшились.
Начни просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда ты открываешь рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь... (10 секунд)
Теперь ты должен быстро двигать туда-сюда нижней челюстью, справа налево. Ощути мускулы, которые помогают тебе в этом... (20 секунд)
Теперь скомбинируй оба движения и опиши нижней челюстью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза против... (10 секунд)
А теперь ты можешь еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделай это точно так, как ты делаешь это, когда полощешь рот при чистке зубов. Дай воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуй сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта... (10 секунд)
Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта. 
Комментарии для ведущего. Это упражнение расслабляет челюстные мышцы и мышцы лица. Таким образом активизируется большая часть головного мозга, так как более 50% моторного и сенсорного отделов коры больших полушарий руководят нашей челюстью и ртом.
Это упражнение прекрасно подходит для всех учебных процессов, в которых задействован вербальный интеллект.

 Если вы внимательно прочитали выбранные мной упражнения, то , скорее всего, убедились, что они не только направлены на работу с вниманием, но и прекрасно подойдут для организации знакомства (сплочение) коллектива.
   Выписать все 140 штук, конечно же, нельзя :D А вот изучить  книгу, скачав ее, перейдя по ссылке, данной вверху, можно. Удачи в освоении и применении.

7 комментариев:

  1. Коллеги, рада, что понравилось. Думаю, что летом самое то пополнять копилочку своих наработок.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная и полезная книга, спасибо, Лариса Сергеевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, хотелось бы все из списка прочитать. Буду стараться кратко рассказывать о наиболее удачных книгах.

      Удалить
  3. Лариса,весьма полезная книга!) Ничего подобного ранее не встречала.Приеду домой - скачаю. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, у Фопеля много полезных книг имеется. Ссылки на некоторые - вверху поста.

      Удалить