воскресенье, 3 июля 2016 г.

Ирина Млодик "Книга для неидеальных родителей"

  Некоторые люди на лето составляют себе списки литературы, которую надо бы / хотелось бы прочитать. Я же живу вне списков ))) Что под руку попадется, то и хорошо. В этот раз попалась книга Ирины Млодик "Книга для неидеальных родителей".

  Автор - кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, автор книг и статей по детской и взрослой практической психологии, авторских обучающих курсов "Детская комната" и "Неспешность и подлинность".
В "Книге для неидеальных родителей"  Млодик рассказываетродителям, не как правильно воспитывать детей, а "как жить любя".
...Воспитывать ребенка — занятие бесполезное, все равно в большей степени он воспримет не то, что вы ему говорите, а то, как живете вы сами. Вы врете — он будет врать; вы не стали личностью — и у него будет мало шансов; вы постоянно ругаетесь и бьете жену — и у него скорее всего с женщинами будут сложности. Недаром психологи говорят, что:
Если ребенка часто критикуют —
он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность —
он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают —
он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят —
он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны —
он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают —
он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят —
он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны —
он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности —
он учится верить.
Если ребенка часто одобряют —
он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует
себя нужным —
он учится находить в этом мире любовь.
Таким образом, для того чтобы «воспитать» хорошего человека, надо самому быть хорошим...
...Значительно важнее воспитания для любого ребенка — безусловная родительская любовь. Как жаль, что она встречается так редко! Что неудивительно, потому что вся наша идеологическая и педагогическая система на протяжении десятилетий предлагала нам нечто противоположное безусловной любви. 
...Безусловная любовь — это значит без всяких условий. Так просто и так сложно. Я люблю тебя потому, что ты — есть. Потому что ты родился и живешь. Таков, какой ты есть. Это же так просто! Я люблю тебя, хотя мне иногда не нравится то, что ты делаешь, я могу злиться на тебя, ругаться с тобой, бить несогласной, но любить. Любить все твое существо. Это же так сложно! Потому что тогда мне надо признавать в тебе личность, верить в твою способность управлять собой, позволять тебе совершать ошибки, научиться доверять твоей и своей мудрости, перестать контролировать каждый твой шаг и вздох. Зато мне можно узнать тебя, увидеть твой мир, можно быть уверенной, что ты справишься, участвовать в том, как ты будешь строить свою судьбу, успевать жить своей жизнью, радуясь за тебя, и быть при этом хорошим родителем. Это же так просто!

  После достаточно длинного  вступления идет много разных глав с размышлениями о том, на что стоит обратить внимание при воспитании, и обязательно история человека, уже взрослого, но который "тянет" свои проблемы из детства.
 В первой части автор размышляет о том, как быть с "детскими хочу", с вечной уверенностью родителей "мы знаем, как тебе будет лучше", "как правильно запрещать ребенку", "можно ли перехвалить ребенка"...
  Во второй части, "Детский мир" , психолог описывает такие чувства как гнев, злость, страх, горе, стыд, тревога.... Все это периодически возникает в детском сознании, а взрослые не могут спокойно поговорить об этом. Почему? Порой, потому, что с нами никто и никогда этого не делал. (Вспомните, все наши проблемы из детства.) И конечно же, стоит обратить внимание на детские желания. Куда же без них! Но стоит ли их все исполнять? Ирина Млодик проходится по всем возрастам ребенка (от младенчества до выпускника), описывает инаких детей, которые не всегда вписываются в наше общество...  
   Книга написана легким языком, но очень и очень спорная, особенно, если вы считаете, что советские нормы воспитания - это то, что должно остаться при любом строе в обществе. (Но ведь нас всех так воспитывали. Вспомните, "ты должен", "ты обязан", "нет слова "хочу", есть слово "надо"... Разве это вам не говорили в детстве?) И самое главное, что автор, как впрочем и любой психолог, не дает однозначных ответов, не пишет, что, отрицая одно и другое, надо делать вот так и так. Это ставит в тупик. Мозг начинает работать, просчитывая разные ходы и выходы из ситуаций, вспоминая похожие ситуации из своего детства и детства дочери.
  Так стоит ли ее читать? Наверное, стоит, потому что каждый найдет для себя что-то стоящее.
Скачать книгу.
Читать книгу.

4 комментария:

  1. Идея о том, что нужно не воспитывать ребенка, а демонстрировать собственным примером, поступками, как надо относится к окружающим, близким, самому себе мне очень близка. А вот из советского детства много привнесла. "Должен", "обязан", "надо" - не могу расстаться с ними)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читая книгу, я нашла много идей, которые воплощала на примере воспитания дочери. Например, книгу рвать нельзя, а газету - можно; когда ругаешь, то надо говорить о своих чувствах, а не критиковать ребенка (да и другого человека); надо разрешать ребенку некоторые вещи, например, измерить глубину лужи, лечь на землю, чтобы смотреть было удобнее и т.д (главное,должна этому соответствовать одежда ребенка и свое настроение). И про это у Ирины Млодик нашла. Но о многом задумалась, т. к. "нет слова "хочу", есть слово "надо" не отпускает.

      Удалить
  2. Лариса, спасибо за ссылку. Скачала и начала читать. Для меня это сейчас актуально: растут две внучки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, рада, если найдете для себя что-то интересное)) Крестника растят по "этой книге". Мама психолог "на практике" проверяет то, что пишут)))

      Удалить